Поле смыслов

круглые столы, интервью, семинары

Участники: Дмитрий Егоров, театральный режиссёр; Алексей Житковский, драматург, режиссер; Анастасия Патлай, режиссер, куратор театральной программы Сахаровского центра «Археология памяти» (2016–2019)

Круглый стол

«Авторская позиция в театральном высказывании о трудном прошлом»

26 июня 2021 г.

«Работа скорби» в связи с минувшим ХХ веком в России ведётся во многом силами театра: он ставит неудобные вопросы, будоражит совесть и оплакивает жертвы. Какую общественную роль в этой связи играет режиссёр, его труппа? Должны ли они думать не только об эстетике, но и об этике, или того больше — о социальном воздействии своих произведений? Наша дискуссия ставит целью показать многообразие возможных ответов на эти вопросы.

Вопросы:
- существуют ли границы допустимого в театральном высказывании о трудном прошлом? Что бы вы назвали нарушением таких границ?
- возможна ли внеидеологическая позиция режиссёра в постановке об истории ХХ века? Насколько важна личная позиция участников и насколько ярко она должна быть выражена?
- стоит ли рассчитывать на социальный эффект спектакля о трудном прошлом? Важно ли его этическое воздействие на зрителя, и каким оно может быть?

Ведущие:
Елена Гордиенко, театральный критик, культуролог, доцент кафедры культурологии и социальной коммуникации Школы актуальных гуманитарных исследований РАНХиГС, доцент кафедры менеджмента и культурной политики МВШСЭН.
Нина-Инна Ткаченко, руководитель клуба «Время смысла» при Воронежском Доме актера; председатель Свято-Силуановского малого православного братства.
Участники: Ирина Лядова, режиссер (Екатеринбург); Татьяна Климова, психолог, театральный педагог (Москва); Екатерина Бондаренко, драматург, перформер (Москва)

Круглый стол «"Зритель" в театре о трудном прошлом»

15 июля 2021 г.

В последние годы стал очевидным интерес российского театра к трудным для осмысления событиям нашей истории в XX веке. В рамках первого круглого стола «Авторская позиция в театральном высказывании о трудном прошлом» мы обсуждали особенности формирования подобных высказываний с точки зрения их создателей. В рамках этой дискуссии мы поговорим о другом, не менее важном полюсе театральной коммуникации — зрителе. В современном театре зритель все чаще вовлекается в действие, становясь в какой-то мере соавтором произведения.

Вопросы:
Какие возможности, вызовы и ограничения дает подобная эстетика для разговора о трудном прошлом? Какие инструменты работы с аудиторией предлагает современный театр, обращающийся к этим темам? И как можно определить результат подобной работы?

Ведущие:
Варвара Склез, исследовательница театра, преподавательница МВШСЭН, соосновательница «Лаборатории публичной истории»
Варвара Ивлиева, нетеатровед, участница Форума «Имеющие надежду»
Участники: Чакчи Фросноккерс, драматург, создатель и художественный руководитель Малого театра кукол (Санкт-Петербург); Никита Кобелев, режиссёр театра им. В. Маяковского, преподаватель ГИТИС (Москва); Борис Павлович, театральный режиссёр, педагог, художественный руководитель проекта «Разговоры» (Санкт-Петербург); Варвара Склез, исследовательница театра, преподавательница (МВШСЭН), участница Лаборатории публичной истории (Москва); Маргарита Шилкина, декан факультета религиоведения Свято-Филаретовского православно-христианского института, канд. филос. н. (Москва); Анна Степанова, доцент кафедры истории театра России ГИТИСа, канд. искусствоведения (Москва), Марина Давыдова, театровед, театральный критик, главный редактор журнала «Театр»






Круглый стол «Память о трудном прошлом как этическая норма. Театральный взгляд»

20 августа 2021 г.

Память о трудном прошлом всегда останется поводом для дискуссий. Обращаясь к ней, на самом деле мы говорим о себе сегодняшних, а вынося исторические оценки, делаем вклад в общее будущее. Но пространств для такого этического разговора, морального суждения становится всё меньше: «опасная» полемика изгоняется из образовательных учреждений и музеев, становится делом интеллектуалов. И только театр всё ещё создаёт то «единство действия» не только в эстетической, но и этической сфере, которое способно поставить перед зрителем непростые вопросы.

Вопросы:
Нужен ли современному театру, а главное – зрителю, театральный фестиваль о трудном прошлом? Какие pro et contra здесь существуют? Каким может быть этот фестиваль?

Ведущие:
Алексей Житковский, драматург, режиссёр (Нижневартовск);
Ольга Солодовникова, журналист, старший научный сотрудник ИНСАП РАНХиГС (Москва).
Координатор фестиваля

Ольга Калинкина
memofest@yandex.ru
Made on
Tilda